7 февраля 2019
Михаил Демкив @demkiv_m

В ожидании «сплита»: почему МВФ требует «зачистить» страховые по аналогии с банками

Еще в июле 2015 года президент Петр Порошенко подал в парламент законопроект №2413а как неотложный, но далее первого чтения законопроект не прошел. Сейчас регулированием небанковских финансовых организаций, к которым относятся и страховые, занимается Нацкомфинуслуг. Но многие участники рынка считают, что этот орган не имеет ни достаточных полномочий, ни возможностей контролировать деятельность около 2000 небанковских учреждений, из которых почти 300 – страховые компании.

Что подразумевает «закон о сплите»? Само слово «сплит» означает разделение. В данном случае это разделение полномочий Нацкомфинуслуг между НБУ, к которому должен перейти надзор за большинством компаний, и Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), которая будет ответственна за негосударственные пенсионные фонды, фонды финансирования строительства, фонды операций с недвижимостью и администраторов всех этих фондов. Таким образом в Украине на одного регулятора станет меньше, но роль НБУ станет еще более важной.

Чем сейчас живет страховой рынок? Ситуация на небанковском финансовом рынке сейчас мало отличается от той, которая наблюдалась во многих банках до очистки банковской системы. Отдельные страховые компании ведут откровенно недобросовестную деятельность, лихорадочно собирая деньги в виде страховых премий, а потом исчезая. Страдают, как всегда, обычные клиенты, которые не могут рассчитывать на компенсации так, как это работает, например, в банковском секторе. Не помогает и мораторий на проверки, который существенно сужает возможность контроля.

Реформа финансового сектора остается половинчатой, пока только одна его часть – банки – перешла на качественно новые стандарты работы. Это касается и раскрытия конечных собственников, и требований к капиталу и ликвидности, и выведения с рынка мошенников. Небанковские финучреждения только недавно начали этот процесс и находятся еще очень далеко от его завершения.

При чем тут МВФ и НБУ? Одним из вариантов выхода из ситуации могло бы быть усиление Нацкомфинуслуг с расширением возможностей регулятора, в том числе и финансовых. Но похоже, в МВФ не верят, что это даст результат. А результаты, которые продемонстрировал Нацбанк, в фонде одобряют и рассчитывают на похожий результат НБУ в небанковском секторе. Даже в тексте меморандума прописан не просто «сплит», а принятие конкретного законопроекта.

Почему страховщики против? Сами страховщики опасаются повторения чистки, которая постигла банки. Далеко не все компании смогут соответствовать требованиям к качеству работы, соответственно их количество может резко сократиться. В самом же регуляторе уверяют, что не будут «резать по живому» новых подопечных. Но в любом случае, если на рынке сегодня существует много недобросовестных компаний, то рано или поздно они будут вынуждены покинуть рынок.

На какой результат стоит рассчитывать? Главное в этой всей истории – клиенты. Ведь именно для их нужд и функционирует этот сектор. В случае скорого принятия сплита и сохранения текущего курса Нацбанка, мы будем иметь ситуацию, во многом схожую с банковской чисткой. На первом этапе будет наблюдаться недовольство клиентов лопнувших компаний, а результаты, в виде нормально функционирующего сегмента экономики, будут видны лишь спустя нескольких лет. Но вселяет оптимизм то, что проходить этот процесс должен куда менее болезненно, ведь не будет новых геополитических и экономических шоков, а сам Нацбанк, надеюсь, учел прошлые промахи.