Сергей Николайчук, глава департамента макроэкономических исследований группы ICU
В прошлый четверг Верховная Рада поддержала предложение президента о назначении на позицию главы НБУ Кирилла Шевченко. А уже в этот четверг новому руководителю центрального банка надо будет вместе с другими членами Правления принимать решения по учетной ставке в соответствии с заранее принятым графиком заседаний Правления НБУ по монетарным вопросам. Кроме того, в этот же день НБУ традиционно обнародует новый макроэкономический прогноз, включая траекторию ставки на текущий и следующие два года. И на этот раз предсказать, каким будет выбор центробанка по всем этим вопросам, — невероятно сложно. Как из-за чрезвычайно высокого уровня неопределенности относительно будущего макроэкономического развития и в Украине, и в мире в целом, в результате пандемии, так и из-за потенциального изменения преференций лиц, принимающих решения по монетарной политике, в результате кадровых изменений.
Рассмотрим сначала макроэкономические предпосылки. В последнем своем макроэкономическом прогнозе, опубликованном в апреле, НБУ предусматривал снижение ставки до 7% в июне и неизменность этого уровня к концу 2022 г. Однако, эффекты пандемии на совокупный спрос оказались значительно сильнее прогнозов, а валютный рынок после турбулентности в марте-апреле, достаточно быстро стабилизировался. В результате инфляция продолжила снижаться до локального минимума 1.7% год к году (г/г) в мае. Как следствие, в июне НБУ снизил ставку глубже — до 6%, однако, сигнализировал об окончании цикла стремительного снижения ставки и зависимость последующих решений по изменению ставки в ту или иную сторону от скорости восстановления экономической активности и ее влияния на динамику цен.
С момента июньского решения можно выделить несколько факторов, которые дают основания для дальнейшего смягчения монетарной политики:
В то же время, есть и ряд факторов, которые могут обосновать решение оставить ставку без изменений после ее снижения на предыдущих 8-ми заседаниях (и на 9-ти из последних 10-ти):
Итак, макроэкономические факторы не создают однозначной картинки для движения монетарной политики НБУ в отличие от предыдущих заседаний, когда необходимость дальнейшего смягчения была очевидной. Поэтому во многом решение в четверг будет определяться субъективной оценкой важности приведенных выше факторов членами Правления и их преференциями по различным целям монетарной политики. Учитывая предыдущую риторику нового главы НБУ о необходимости стимулирования экономического роста и кредитования посредством смягчения монетарной политики, можно предположить, что он будет голосовать за снижение ставки на 50−100 б.п. (необязательно за одно заседание). В то же время другие члены Правления, вероятно, займут более осторожную позицию. Несмотря на то, что в течение предыдущих заседаний они активно голосовали за снижение процентной ставки для стимулирования экономической активности, рост рисков для достижения инфляционных целей в среднесрочной перспективе в прошлом было веским основанием для осторожных решений.
Учитывая эти предположения, мы ожидаем, что наиболее вероятным в четверг будет компромиссное решение — очень осторожное снижение ставки, например, на 25 б.п. Вероятность такого исхода оцениваем в 50%. Также возможно, что на фоне растущих рисков для ускорения инфляции и внимания инвесторов и бизнеса к первому монетарному решению НБУ при новом руководителе победит более осторожная позиция, и ставка останется неизменной (вероятность оцениваем в 30%). Но не исключаем и вариант, при котором НБУ продолжит решительно снижать ставку для поддержания экономики (на 50−100 б.п.), проигнорировав растущие инфляционные риски (вероятность такого сценария оцениваем в 20%).
Однако, каким бы ни было решение НБУ в четверг, оно вряд ли будет показательным для его способности продолжать обеспечивать ценовую стабильность.
Настоящим «экзаменом» или «лакмусовой бумажкой» для обновленного руководства станет ситуация, когда макроэкономические и инфляционные тренды потребуют ужесточения политики и повышения процентной ставки, а такая ситуация вполне может стать реальностью в конце этого года или в следующем. Именно решительная реакция НБУ на ускорение инфляции в течение 2017−18 годов обусловила его репутацию «Бундесбанка Центрально-Восточной Европы» и во многом способствовала относительно спокойному прохождению финансовым сектором периода коронакризиса. Зато, неспособность активно отреагировать на подобные вызовы центральными банками Аргентины и Турции в последние годы стала причиной существенной турбулентности на финансовых рынках этих стран.
Однако, как показывает и отечественный, и мировой опыт — какой бы ни была монетарная политика центрального банка, основания для критики будут всегда. Выбор лиц, принимающих решения — это за что именно их будут критиковать, за инфляцию-девальвацию-обнищание или за монетарный голод-безработицу-отсутствие кредитования.
________
Автор: Сергей Николайчук, глава департамента макроэкономических исследований группы ICU
Источник: НВ.Бизнес
12 ноября 2020
ICU Ventures инвестировала в платформу граничных вычислений Hivecell с украинской ...
1 июля 2020
НПФ «Династия» от ICU стал лучшим пенсионным фондом Украины по версии международного ...