17 мая 2018

Александр Мартыненко, руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций небанковского сектора, ICU

ГАЗА МНОГО НЕ БЫВАЕТ: СКОЛЬКО УКРАИНА СМОЖЕТ ДОБЫВАТЬ В 2020 ГОДУ

В секторе добычи газа царит стагнация, но есть надежда и на лучшее. Государство приняло ряд законодательных изменений, которые позволят сломать негативный тренд.

 

Как сообщил «Укртрансгаз», за первые четыре месяца 2018 года производство природного газа в Украине сократилось на 1% год к году к 6,77 млрд куб м.

 

Тут сказывается негативное влияние зарегулированности отрасли.

 

Прыжки в ставках платы за пользование недрами, бюрократия и трудности разрешительной системы напугали инвестиции в капиталоемкое производство.

 

Становится все сложнее сдерживать естественный спад добычи на украинских месторождениях, большинство из которых имеют долгий срок эксплуатации.

 

В последние месяцы государственное регулирование нефтегазодобывающей отрасли претерпело кардинальные положительные изменения, которые могут оживить бизнес уже в 2018 году.

 

По оценкам Ассоциации газодобывающих компаний Украины, объем бурения может вырасти на 35%. В общем ассоциация ожидает роста добычи газа на 7% до почти 22 млрд куб м в 2018 году. Прогноз весьма оптимистичный, но он реалистичен.

 
Наши ожидания осторожны: добыча газа в 2018 году может вырасти на 4-6% в 21,3-21,7 млрд куб м. Если же дерегуляция станет устойчивым трендом, рост объемов может значительно ускориться и достичь 25-26 млрд куб м в 2020 году.

 
Изменение правил игры

За последние четыре-пять месяцев были приняты важные для отрасли законодательные изменения. Прежде всего, в декабре 2017 года были снижены ставки ренты на добычу газа с 29% до 12% для скважин глубиной до 5 тыс м и с 14% до 6% - для скважин глубиной более 5 тыс м. Новые ставки закреплены до 2023 года.


Важное значение имеет и децентрализация ренты. С 2018 года 5% уплаченной компаниями газодобывающего сектора ренты будут направляться в местные бюджеты. Это будет мотивировать местные власти более благосклонно относиться к предоставлению газодобывающим компаниям разрешений, включая отвод земель.

 

Также в течение первого квартала 2018 Кабмин и Верховная Рада приняли ряд актов, которые существенно упростили правила разработки нефтегазовых месторождений, облегчили доступ к участкам и уменьшили количество разрешительных документов.


Все эти изменения увеличили привлекательность нефтегазовой отрасли для инвестиций. Это не только поможет росту объемов работ по добыче, но и будет способствовать приходу в Украину крупных игроков отрасли с новыми технологиями и лучшими практиками.


Однако инвесторы, прежде чем начинать вкладывать в сектор значительные средства, хотят убедиться в эффективности этих изменений. Для этого государству необходимо продолжать дерегуляцию, налаживать прозрачную систему аукционов при выдаче лицензий, модернизировать законы и Кодекс о недрах в соответствии с европейскими нормами.

 
Проблемы государственных компаний

 
Государственные компании продолжают играть решающую роль в газодобыче.


Изменения в регулировании внутренних цен на газ позволили "Нафтогазу" увеличить финансирование добычи. Однако из-за низкой эффективности государственного управления, сложные отношения с регулирующими органами и местными советами государственные компании наращивают добычу с большим трудом.

 

Доля производственного филиала "Нафтогаза" ПАО "Укргаздобыча", УГД, превышает 73% в общем объеме добычи газа в Украине. В 2018 году УГД планирует увеличить объем добычи газа на 600 млн куб м или на 3% до 15,9 млрд куб м.

 

Компания ориентируется на амбициозную "Программу 20/20", по которой добыча должна вырасти на 4,7 млрд куб м до 20 млрд куб м в 2020 году. Однако успешность такой цели вызывает все больше сомнений: компания не успевает выполнять план по бурению.

 

Наблюдатели отмечают слишком медленное привлечение внешних подрядчиков, в частности, иностранных сервисных компаний с современным буровым оборудованием.

 

В начале 2018 УГД объявила о снижении производственного плана на 3%, обвинив при этом Полтавский областной совет в нежелании выдавать специальные разрешения на пользование недрами.

 

Тем не менее, благодаря реформе цен на газ и улучшению финансового состояния "Нафтогаза" УГД имеет гораздо больше возможностей для инвестирования в производство. В 2018 году на это предусмотрено потратить около 1 млрд долл по сравнению с 200-250 млн долл в 2015-2016 годах.

 

У второго крупнейшего производителя газа, "Укрнафты", за неимением инвестиций в разведку и бурение объемы добычи продолжают уменьшаться, несмотря на повышение цен на нефть в 2017 году. Тогда падение добычи на 14,8% почти совпало с естественным падением на 15%, что свидетельствует о недостаточных объемах бурения.

 

«Согласительные» преграды, с которыми столкнулась "Укрнафта", стали для нее более болезненными, чем для УГД. "Укрнафта" понесла значительные потери из-за блокирования процесса предоставления специальных разрешений на шести производительных месторождениях.

 

Компания считает возможным увеличить капиталовложения в производство с 0,6 млрд грн до 3,1 млрд грн при условии высоких цен на нефть в 2018 году.

 

Однако хроническая нехватка инвестиций в добычу может усложнить даже стабилизацию его объемов. В 2018 году среднемесячный суточный объем добычи газа компанией снижается, апрельское падение составляет 6% с начала 2018 года.

 

Вклад частных компаний

 

Пока государственный сектор с трудом наращивает производство, роль частного сектора растет. В 2017 году доля частного сегмента в общем объеме добычи газа составляла всего 20%, но на протяжении 2015-2017 годов производство выросло на 6% по сравнению с 2% роста производства в государственном секторе.

 

Именно частные игроки могут обеспечить большую часть дополнительных кубометров в 2018 году. Если ключевым частным компаниям удастся реализовать свои амбициозные планы, их доля в общем производстве может увеличиться до 25-30% в 2020 году, а добыча - вырасти на 45-70% к годовым 6,3-7 млрд куб м.

 

Крупнейший частный игрок, "ДТЭК Нафтогаз" планирует увеличить добычу газа с нынешних 1,65 млрд куб м до 3 млрд куб м в год до 2020 года. В 2017 году компания пробурила одну скважину, начала бурение второй, реконструировала Мачухскую установку подготовки газа, интенсифицировала ремонт скважин.

 

Компания планирует ежегодно вводить в эксплуатацию три-четыре скважины, каждая из которых может дать 50-100 млн куб м газа в первый эксплуатационный год.

 

Вторая по объемам частная компания, Burisma Holdings, пробурила в 2017 году 16 скважин.

 

Впрочем, в 2017 году добыча снизилась на 11% до 0,9 млрд куб м, хотя компания планировала увеличить добычу до 1,5 млрд куб м. В 2018 году компания намерена пробурить 16 скважин, инвестировав в производство 150 млн долл.

 

Третий по величине производитель, ОАО "Нефтебурение", в 2017 году увеличил добычу в полтора раза до 390 млн куб м. Компания одновременно бурила три скважины. В 2018 году она планирует увеличить производство на 50%.

 

Другие частные игроки - Smart Energy, Geo Alliance, JKX Oil & Gas - в 2018 году имеют шансы значительно повысить объемы добычи газа.

 

Итак, существуют все предпосылки для того, чтобы украинские компании сломили текущий негативный тренд. Конечно, есть высокие риски, производители не будут иметь достаточно времени для существенного наращивания производства в 2018 году. Однако вполне вероятно, что мы увидим стремительный рост отрасли в последующие два-три года.

______________________________________________________________________________________

 

Александр Мартыненко, руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций небанковского сектора, ICU

 

Источник: https://www.epravda.com.ua/columns/2018/05/17/636873/ «Економічна правда»

Другие новости